Одной из основных трудностей, тормозящих развитие сельского и водного хозяйства, мелиоративной науки, является несовершенство орга­низационных структур в этих областях, отсутствие эффективных взаимо­связей между наукой и производством. Особенно остро оно отразилось на эксплуатации оросительных систем.

После выхода в свет «Устава эксплуатационной службы...» (1971 г.) она была создана на оросительных, осушительных, оросительно-обводнительных, коллекторно-дренажных системах, водохранилищах, каналах, гидроузлах, насосных станциях, берегозащитных сооружениях и на других мелиоративных объектах и водохозяйственных сооружениях межхозяйст­венного значения.

В состав эксплуатационной службы органов мелиорации и водного хозяйства включались управления эксплуатации, которые в зависимости от обслуживаемой ими площади орошаемых и осушенных земель, количества гидротехнических сооружений, протяженности каналов и их пропускной способности, а также наличия других сооружений, с учетом территориаль­ного размещение объектов, могли иметь эксплуатационные участки, коли­чество которых определялось в соответствии с нормами, установленными Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР.

Руководство эксплуатационной службой на мелиоративных системах и водохозяйственных сооружениях межхозяйственного значения осущест­влялось через органы мелиорации и водного хозяйства союзных респуб­лик и главные территориальные управления при Министерстве.

Межхозяйственная оросительная, осушительная и коллекторно-дренажная сеть с сооружениями на ней находилась на балансе эксплуатацион­ных водохозяйственных организаций, а внутрихозяйственная сеть – на балансе колхозов, совхозов и других предприятий и организаций.

На основании материалов производственной деятельности управле­ний эксплуатации оросительных систем (УОС) предусматривалось расши­рение или создание новых УОС, если орошаемая площадь в зоне деятель­ности УОС достигает 35-40 тыс. га. Для поддержания оросительных сис­тем в технически исправном состоянии и проведения техобслуживания предусматривалось создание ремонтно-строительных ПМК и пусконаладочных участков. По опыту эксплуатации принималось создание одной ремонтно-строительной ПМК при площади обслуживания мелиорируемых земель 45 тыс. га.

Численный состав работников службы эксплуатации определялся на основании изучения и обобщения опыта эксплуатации оросительных сис­тем Северного Кавказа, а также проектных проработок, выполненных ин­ститутом «Южгипроводхоз», и составлял 6,8 единиц (ИТР, служащие, ра­бочие) на 1000 га орошаемых земель.

В соответствии с возложенными на эксплуатационную службу зада­чами, она была обязана: содержать коллекторно-дренажную сеть в исправ­ном состоянии, осуществлять надзор за мелиоративным состоянием оро­шаемых земель и выполнять необходимые мероприятия по предотвраще­нию их засоления и заболачивания, оказывать колхозам, совхозам и дру­гим предприятиям и организациям-водопользователям техническую по­мощь в эксплуатации коллекторно-дренажной сети и других гидротехни­ческих сооружений. По договорам с колхозами, совхозами и другими зем­лепользователями выполнять своими силами работы по очистке и ремонту коллекторно-дренажной сети и гидротехнических сооружений.

С 1984 года закрытый дренаж с сооружениями передается на баланс Управлений эксплуатации ОС, а в мае 1998 года утверждаются правила эксплуатации мелиоративных систем. Согласно правилам, эксплуа­тация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехниче­ских сооружений представляет собой комплекс технических, организаци­онных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в ис­правном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, пе­риодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремон­тов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользо­вателями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный пе­риод и т.д.

Физические и юридические лица, эксплуатирующие мелиоративные системы, обязаны содержать их в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения. На государственных мелиоративных системах – это специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель, на мелиоративных системах, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления, ме­лиоративные системы общего и индивидуального пользования, находя­щиеся в собственности граждан и юридических лиц, - их собственники, владельцы и пользователи.

В соответствии с документом, на работников службы эксплуата­ции оросительных систем возлагаются разносторонние обязанности, ка­сающиеся наблюдения за состоянием и работой оросительных систем, их периодического обследования и ремонта, но уже не выделяются отдельной строкой работы по эксплуатации коллекторно-дренажной сети.

Эксплуатационная служба, организованная в зоне орошения и зани­мающаяся, в основном, обеспечением работоспособности систем ороше­ния, не была готова в полной мере проводить мероприятия по обеспече­нию эффективной работы закрытого дренажа. Среди причин создавшегося положения можно выделить организационные (неукомплектованность структурных подразделений, специализирующихся по эксплуатации и ре­монту дренажа, недостаточное финансирование эксплуатационных органи­заций и т.д.), и технические, заключающиеся в отсутствии технологии и специальных для орошаемой зоны средств эксплуатации.

Анализ состояния службы эксплуатации на оросительных системах России показал, что до 90-х годов ремонтно-эксплуатационные работы осуществлялись, в основном, собственными силами хозяйств-водопользо­вателей, межхозяйственными предприятиями по мелиорации земель, спе­циализированными организациями - управлениями эксплуатации ороси­тельных систем (УОС), межхозяйственными управлениями по эксплуата­ции оросительно-осушительных систем (МРУ ООС) и т. д. Ранее на ме­лиоративных системах России функционировало свыше 300 УОС, около 200 ремонтно-строительных трестов и ПМК. Только в Ростовской области имелось 15 работоспособных УОС.

В мировой практике орошаемого земледелия имеет место много примеров, когда хорошие оросительные системы не обеспечивали эффекта из-за неправильной организации их эксплуатации.

Большой интерес представляет организация водораспределения и эксплуатации оросительных систем, типы и структуры управленческих ор­ганизаций, применяемых в США. Здесь создана широкая сеть на­учно-исследовательских, управленческих и консультативных организаций и служб, оказывающих помощь фермерам по обеспечению оперативного устранения возникающих трудностей и быстрого реагирования на все по­являющиеся научно-технические достижения. Эти организации и службы активно сотрудничают на различной основе с ирригационной индустрией и со службой охраны природы. Взаимоотношения между организациями, выделяющими воду, и водопотребителями регулируются юридическими законами.

Ирригационные и дренажные системы требуют групповых совмест­ных действий. Снабжение систем оросительной водой, дренирование и от­вод дренажных вод осуществляется через так называемые оросительные и дренажные дистрикты (районы, участки), представляющие собой корпора­ции (агентства, службы), управляемые законами штата, в котором они на­ходятся.

Дренажные дискрикты существуют и функционируют за счет нало­гов с землевладельцев. Они участвуют в определении потребности в дре­наже и несут ответственность за проектирование, финансирование, строи­тельство и эксплуатацию дренажных систем. В их власти объединить от­дельные дренажные участки в единые дренажные системы. Заинтересо­ванные землевладельцы (фермеры) могут вступить в свои оросительные и дренажные дистрикты, которые определяют величину налогов, штрафов, различного вида взносов на обслуживание дренажа. В последние годы имеется тенденция к объединению функций оросительных и дренажных дистриктов.

Таким образом, в США сельскохозяйственный дренаж рассматрива­ется как составная часть ирригации, его работа и эффективность изучается совместно с вопросами орошения на фермах, на орошаемых массивах или в бассейнах рек. Часто низкая эффективность дренажа здесь объясняется неправильным использованием оросительной воды, конструкциями ороси­тельных систем, не соответствующими местным условиям, и прочими ошибками. В последние годы специалистами пересматриваются многие устоявшиеся концепции и положения в области гидромелиорации, в том числе и в вопросах использования и оценки работы сельскохозяйствен­ного дренажа. Такая своеобразная «перестройка» происходит в области мелиорации сельскохозяйственных земель во многих странах.

На сегодняшний день внутрихозяйственный дренаж в России нахо­дится в бесхозном состоянии, а служба эксплуатации оросительных систем практически прекратила свое существование и требует реорганизации и восстановления. Особенно это негативно отразилось на обслуживании коллекторно-дренажной сети.

В сложившихся условиях, с учетом опыта эксплуатации ороситель­ных систем, для повышения эффективности работы существующего за­крытого дренажа необходимо, по нашему мнению, осуществление сле­дующих мероприятий:

1.    Передать внутрихозяйственную коллекторно-дренажную сеть с сооружениями на баланс землепользователей.

2.    Провести паспортизацию (инвентаризацию) существующего дре­нажа.

3.    Восстановить работоспособность большей части коллекторно-дренажной сети.

4.    Организовать систематические наблюдения за работой дренажа и гидрогеолого-мелиоративным состоянием орошаемых земель.

Для выполнения намеченных мероприятий необходимо восстанов­ление работоспособности служб эксплуатации оросительных систем с по­следующим привлечением к их финансированию землепользователей.

Так как в настоящее время эксплуатация дренажных систем с соору­жениями должна осуществляться в новых условиях хозяйствования (ры­ночные отношения, многоукладное сельское хозяйство и разные формы собственности), требуется новый подход к организации эксплуатационной службы. Первоочередной задачей является разработка нормативно-мето­дических документов, в которых будут определены цели, задачи, струк­тура, источники финансирования, виды и технологии работ, права и обя­занности работников эксплуатационной службы.

А.С.Капустян, Л.В.Юченко

ФГНУ «РосНИИПМ»