Комплекс предпринимаемых мер по защите прибрежных зон искусственных и природных водоёмов от размывания, обвала и воздействия волн определяется термином «берегоукрепление». Как и любые другие строительные работы, берегоукрепление начинается с проекта.
Проект берегоукрепления представляет собой полный пакет технической документации, на основании которой проводятся строительные работы. Пакет документов по проектированию защитных сооружений включает в себя расчёты (экономические, технические), графики и схемы, спецификации, макеты, строительную смету и полное описание строительного процесса.
При проектировании берегоукрепления применяется несколько различных методов.
1) Вариантное проектирование. Базируется на рассмотрении нескольких вариантов различных технических решений. Позволяет определить наиболее эффективное и экономически выгодное решение в данном конкретном случае.
2) Проектирование с использованием «метода аналогий». Надёжный и практичный метод в условиях «сходных ситуаций». Решение использовать проверенные на практике конструкции принимается в аналогичных вариантах.
3) Метод статистики подразумевает обобщение уже имеющихся данных о конструкциях с целью дальнейшего их использования в каждом конкретном случае.
4) Теоретические исследования. Это важнейший метод проектирования берегоукрепительных сооружений. Применение метода теоретических исследований позволяет производить расчёты по определению формы и размеров защитных береговых укреплений, выбирая оптимальное устройство моделей.
5) Натурный (экспериментальный) метод используется в случаях больших и ответственных проектов, когда невозможно применить теоретические расчёты.
Проектирование береговых укреплений – процесс многоступенчатый и сложный. На основании собранных данных о сточных водах и скорости течения производятся предварительные расчёты. Во время проектирования происходит визуализация образа будущего объекта. На стадии создания технического проекта учитываются различные факторы – возможность оползней, состояние берегового склона, степень подмыва берега водоёма. Объём будущих затрат на строительство защитных береговых укреплений определяется с учётом комплексного подхода ко всем сопутствующим факторам.
Защитные сооружения по укреплению берега востребованы на различных участках береговой линии. Благоустройство портовых сооружений, лодочных станций, яхт- клубов, набережные городов, участки береговой линии, не подвергшиеся пока застройке – всё требует берегоукрепительных работ. Даже прибрежная полоса, расположенная невдалеке с автомобильными магистралями, курортными зонами, населёнными пунктами в обязательном порядке должна быть защищена от размыва. Реализация предупредительных мер предохраняет большие города и малые населённые пункты, промышленные объекты и опоры мостов, ценные лесные массивы и окультуренные поля от возможного затопления.
Важнейшим условием успешного градостроения по обе стороны берега реки является надёжная фиксация её прибрежной зоны. Талые воды, волны, течение реки, сильный ветер – эти природные явления обладают мощной разрушительной силой. Решение по строительству защитных сооружений по всей береговой линии принимается с учётом гидрологических особенностей каждого конкретного участка прибрежной полосы. Наиболее надёжный, но и дорогой вид укрепления – вертикальные подпорные стены – используется при строительстве набережных в крупных мегаполисах. Более экономичный вариант укрепления берега реки – строительство откосов.
Береговые откосы условно делятся на три «зоны» - подводная зона, зона переменного уровня и не затопляемая зона, так называемая, надводная. При строительстве береговых откосов применяют различные материалы и методы, с учётом их экономичности, надёжности и эффективности. Подводная зона сооружается при помощи тюфяков из камыша и хвороста с применением гибких железобетонных покрытий и сборных железобетонных плит. Такие виды плит не предусматривают устройство «обратного фильтра». В случаях сильного подводного течения применяется возведение специальных упорных поясов и береговых банкетов.
Строительство зоны переменного уровня происходит с использованием камня, крупнозернистого песка и гравия, железобетонных разрезных плит (с обратным фильтром), габионных укреплений. Каждая плита, соприкасающаяся с грунтом, имеет слой гидроизоляционного покрытия. Предусмотрена система дренажа в виде водоотводных отверстий, расположенных ниже уровня воды.
Не затопляемая надводная зона создаётся при помощи посадки кустарников и засева травой, а также с применением смолы, закрепляющей грунт, и асфальтобетонных покрытий. Берегоукрепление габионами является наиболее востребованной и экономичной конструкцией, применяемой при строительстве городских набережных. И не только.
Слово «габион» переводится с французского языка как «большая клетка с камнями» или «корзина с камнями». Защитные функции габионных конструкций успешно используются уже не одну сотню лет в различных вариантах. В прошлом такие «каменные корзины» применялись при строительстве фортификационных сооружений и выполняли защитные функции во время войны.
Современные сооружения разработаны с учётом применения новейших технологий. По своей сути габион является объёмным контейнером, произведенным из металлической проволоки. Контейнер заполняется природным камнем. Габионные конструкции предусматривают быстрое наполнение с применением ковшовых погрузчиков и удобную транспортировку к месту назначения. Камень, заполняющий габион, может быть любым: гладкий речной камень или карьерный «рваный» щебень. Главное условие – размер камня, наполняющего габион, должен быть чуть больше ячейки габионной сетки. Стандартный габион имеет форму параллелепипеда.
Достоинства габионных сооружений неоспоримы. Это достаточно недорогая конструкция, удобная и очень простая при монтаже. Габионы превосходно гармонируют с любым ландшафтом. Эти укрепления очень долговечны, совершенно безопасны с экологической точки зрения. Более того, со временем корни посаженных растений сплетаются с габионными конструкциями, одновременно укрепляя их и украшая. Современные производители предлагают габионы разнообразной формы из металлической сетки с различным покрытием. Чаще всего это оцинкованная сетка, но может быть гальфановое либо поливинилхлоридное покрытие. Форма сегодняшних габионов разнообразна: в виде коробки, цилиндра или плоского прямоугольника, разделённого на несколько секций. Такие прямоугольные габионы с секциями называют «матрацы Рено».
Плоскостная конструкция малой высоты и большим покрытием напоминает матрац – отсюда и название. Изготавливают «матрацы Рено» из сетки двойного кручения. Боковые кромки усиливаются проволокой большого диаметра, и этот фактор придаёт конструкции необычайную прочность, а также позволяет равномерно распределять нагрузку. Перегородки (деление на секции) установлены через каждый метр по всей длине габиона для придания дополнительной прочности и надёжности всей конструкции.
«Матрацы» наделены превосходными гидравлическими характеристиками, что позволяет их повсеместно использовать в качестве защитных сооружений дна и берега различных водоёмов от размыва. Для строительства берегоукрепляющих сооружений отлично подходит сетка с ПВХ покрытием – поливинилхлорид предохраняет от коррозии, обладает устойчивыми характеристиками по отношению к агрессивной химической среде.
Габион – универсальная защита с широким спектром применения. Простота монтажа габионов является ещё одним их важнейшим преимуществом. Берегоукрепление габионами производится без применения сложной грузоподъёмной техники и какого-либо специального оборудования. Работа ведётся по следующей схеме – выполнение откосов, закрепление грунта, установка габионов. Грамотный профессиональный подход к укреплению берега реки или искусственного водоёма решает одновременно несколько задач:
-защита прибрежной полосы от разрушения;
-использование прибрежной территории в различных целях;
-предотвращение последствий паводков;
-элемент ландшафтного дизайна.
Но не только габионные конструкции применяются для защиты береговой линии. Выбор вида берегоукрепляющего сооружения во многом зависит от геологического строения прибрежной зоны. Для защиты городских набережных часто приходится использовать бетонные и железобетонные конструкции, особенно на участках, подверженных оползням. Геоморфологический рельеф берега является основным фактором, от которого зависит выбор оптимальной конструкции. Учитывается и общий архитектурно-дизайнерский замысел при строительстве прибрежной зоны.
Защита морского берега предусматривает два способа: сооружения активного метода и пассивного. Активные сооружения предназначены гасить энергию волн в значительной степени ещё на подходе непосредственно к берегу. При строительстве сооружений «активного типа» предусматривается возможность накопления наносов на береговой линии, что со временем приводит к расширению пляжа естественным путём. Образование наносов создаёт дополнительную «линию защиты» прибрежной полосы. Для решения таких задач строятся волноломы или возводятся конструкции, называемые бунами.
Волноломы - монолитные блоки, изготовленные из бетона. Различают два вида волноломов – надводные, возвышающиеся над поверхностью моря и подводные (затопленные). Находятся они, как правило, в 30-40 метрах от береговой линии. Волноломы выполняют и волнозащитную роль.
Строительство бун преследует цель расширения линии пляжа путём накопления и удержания природных наносов. Буны строятся из различных материалов: железобетона, камня, шпунта металлического.
Сооружения, относящиеся к пассивному методу защиты, осуществляют защиту берегового откоса от внешних воздействий. К ним относятся берегоукрепительные стенки откосного и ступенчатого вида. Нередко при возведении защитных сооружений применяется комплексный подход. Укрепления с применением обоих методов называют комбинированными. Как правило, пассивный метод оптимален в портовой зоне, а применение активного или комбинированного типа чаще встречается на открытых побережьях. Строительство защитных береговых сооружений ведётся с учётом перспективного развития данной береговой линии.