Строительство стенок набережных в прибрежной зоне, помимо основного назначения – защиты территории от размыва, связано также с созданием причальных сооружений для организации погрузки и выгрузки сырья и готовой продукции.
В пределах населенных мест стенки набережных, помимо указанных выше целей, могут устраиваться и в целях благоустройства прибрежной территории (для обслуживания нужд водного спорта и др.).
Набережные стенки должны также обеспечить защиту прибрежной территории от затопления паводковыми водами, в связи с чем отметка карниза стенок принимается на 0,5м выше расчетного уровня высоких вод. За расчетный уровень обычно принимается горизонт максимального паводка повторяемостью в 30-40 лет. В особых случаях, в зависимости от возможного ущерба в результате затопления прибрежной территории паводковыми водами, за расчетный уровень могут быть приняты паводки более редкой повторяемости.
В условиях населенных мест стенки набережных располагаются по линиям регулирования рек и водоемов. Под линией регулирования подразумевается линия пересечения меженного горизонта воды с поверхностью стенки набережных. Линии регулирования определяют проектную ширину реки и должны быть согласованы с красными линиями застройки прибрежной территории.
Набережные стенки возводят из камня, бетона и железобетона. В районах богатых лесом, в частности на севере России, широко применяются деревянные набережные стенки.
Бетонные и железобетонные набережные стенки могут бить возведены из монолитного бетона, а также из сборных элементов заранее изготовленных на предприятиях строительной индустрии.
По конструктивному решению различают следующие основные типы стенок набережных: гравитационные, устойчивость которых обеспечивается собственным весом стенки, и свайные, устойчивость которых обеспечивается заделкой свай в грунтовом массиве.
Выбор конструкции стенок набережных производится на основе тщательного изучения геологических условий строительства, для чего по результатам бурения составляются продольные геологические профили по линии регулирования набережной и несколько поперечных геологических разрезов в наиболее характерных сечениях.
Следует иметь в виду, что геологические напластования горных пород редко бывают постоянными даже на сравнительно коротких участках. Пестрота геологических напластований и значительные изменения мощности слоев, и их положения зачастую заставляют менять конструкции набережных стенок через каждые 50-100м.
При близком залегании от дна реки скальных грунтов стенки набережных возводят на естественном основании. При этом глубина заложения подошвы стенки определяется глубиной залегания достаточно прочных неразмываемых пород и в большинстве случаев не превышает 40-50см ниже дна реки.
Во всех остальных случаях стенки набережных возводятся на предварительно устраиваемой постели из каменной наброски или на свайном основании. Устройством каменной наброски обеспечивается выравнивание дна реки и распределение давления от набережной стенки на большую площадь основания.
Деревянные набережные устраиваются в виде ряжей сплошной или сквозной рубки, заполненных камнем, или в виде свайных эстакад. Учитывая ограниченное применение деревянных набережных из-за небольших сроков службы, конструктивные решения их в настоящей работе не рассматриваются.
Проектирование набережных обычно является составной частью более широкого комплекса мероприятий по благоустройству прибрежной территории и в случае применения типовых и повторных конструктивных решений производится в две стадии.
В проектном задании, в соответствии с проектом планировки прибрежной территории, устанавливаются границы береговой полосы, подлежащей укреплению сооружением подпорных стен, а также (в увязке с красными линиями застройки) линии регулирования водоема. В зависимости от высоты берега, гидрологической, геологической и гидрогеологической характеристик береговой полосы, характера ее использования и других факторов, на основе сравнения вариантов устанавливаются поперечный профиль и тип конструктивного решения подпорных стен, а также обосновывается их высотное положение; устанавливаются места размещения и основные размеры сходов-лестниц, пристаней, причалов и других элементов, обеспечивающих доступ населения к воде и использование водоема для хозяйственных, транспортных, спортивных и других целей; разрабатываются соображения по организации работ.
Рабочие чертежи должны содержать детально проработанные конструктивные решения всех элементов, входящих в состав проектируемой набережной, обеспечивающие возможность их осуществления; составляются спецификации элементов, а деталей, подлежащих изготовлению за пределами строительной площадки, а также разбивочные чертежи, необходимые для переноса проекта в натуру.