Под общим понятием речное гидротехническое сооружение подразумевается объект, рассчитанный на взаимодействие с водной средой в разнообразии ее состояний (соленость воды, значительное ветровое волнение, приливные явления, паводки, ледовые воздействия и др.).
Гидротехническое сооружение, предназначенное для обеспечения стоянки около него судна на швартовах, называется причальным сооружением. Причальные сооружения образуют причальный фронт для стоянки судов, выполнения перегрузочных работ, снабжения, отстоя и других операций. Причальная линия отображает плановую конфигурацию расположения причальных сооружений в причальном фронте. Причалом называется участок причальной линии, отведенный для обслуживания одного судна определенных размерений (габаритной длины и осадки в грузу).
Причальные сооружения классифицируются по назначению, расположению в плане, типу конструкций, материалу изготовления, способу строительства.
По эксплуатационному назначению причальные сооружения специализируются в зависимости от рода перерабатываемых грузов, направления грузопотока, типа и размерений швартующихся судов и других специальных факторов.
По расположению в плане причальные сооружения могут быть разделены на набережные, пирсы, плавучие и рейдовые причалы.
Набережными называются причальные сооружения, сопрягающие берег с акваторией фронтально линии уреза воды. Набережная стенка представляет собой конструкцию в виде сплошной подпорной стенки. Сквозная, или эстакадная, набережная – это безраспорное сооружение, сопрягаемое с берегом при помощи отдельно стоящих опор (свай, свай-оболочек). При возведении набережных требуется выполнение сравнительно небольших объемов строительных работ, имеется возможность применения метода поточного строительства, облегчается маневрирование судов технического и специального флота строителей. Значительные тыловые территории за набережными могут быть использованы для временных сооружений строителей.
Пирсы – это причальные сооружения с двусторонним доступом для судов, выступающие с берега в акваторию под углом, по отношению к урезу воды часто прямым. Пирсовая система требует меньшего удельного объема дноуглубительных работ из расчета на причал. Корневые части пирсов примыкают к участкам берега, на которых затруднено расположение временных сооружений строителей из-за отсутствия тыловых территорий.
Плавучие причалы применяют при значительных колебаниях уровня, паводковых и ливневых колебаниях рек, недостаточных глубинах у стационарных причалов порта как временные для переработки эпизодического грузопотока и легко убираемые при ледоходах.
Рейдовые причалы устраивают на значительных глубинах защищенных и недостаточно защищенных от волнения акваторий порта, а также на открытых рейдах.
Способы производства работ при возведении причальных сооружений можно классифицировать по важнейшему признаку – степени использования акватории и берега.
Строительство причалов может производиться с воды, с берега, на берегу, комбинированным способом.
Проекты причальных сооружений следует разрабатывать на передовом техническом уровне с применением прогрессивных конструктивных решений, позволяющих снизить материалоемкость, расход дефицитных материалов, трудоемкость и затраты ручного труда при строительстве. Вместе с тем вопросы применения конструкций и строительных материалов для сооружения причалов нужно решать с учетом наличия соответствующих производственных баз и материальных ресурсов у подрядчика и заказчика.
Иногда высокие требования к проекту становятся нереальными из-за несовместимости передовых технических идей с недостаточной базой для их осуществления. Во избежание этой несовместимости и обеспечения единства строительных решений проектной организации рекомендуется разрабатывать основные положения на строительное проектирование объектов и согласовывать их со строительной организацией.
Руководствуясь указанным в ТЭО местом расположения сооружения, производят комиссионное определение площадки для строительства. При выборе площадки проектная и строительная организации обязаны согласовать между собой вопросы о применении местных строительных материалов, выборе транспортной схемы их перевозки на стройку, об использовании средств механизации работ с учетом их наличия у строителей, а также подключении сооружения к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям.
Задание на проектирование сооружения составляет заказчик проекта при участии проектной организации. В задании указывают сроки строительства, стадийность проектирования, строительную организацию (генерального подрядчика).
Проект комплекса гидротехнических сооружений или отдельного причала, разрабатываемый в соответствии с заданием на проектирование, должен содержать: общую пояснительную записку; технико-экономическую часть; инженерно технические изыскания; генеральный план, вертикальную планировку; гидротехническую, архитектурно-строительную, технологическую части; проект организации строительства; сметы, сводный сметно-финансовый расчет.
В проекте, кроме вопросов, дополнительно рассматриваются и уточняются некоторые решения, принятые в ТЭО (в частности, строительные решения). Рабочие чертежи сооружения разрабатывают после утверждения проекта на его строительство.
В рабочих чертежах уточняются и детализируются принятые конструктивные решения с указанием размеров и спецификаций, необходимых для практического осуществления строительства.
Сводная смета к проекту определяет сметную стоимость строительства и является основным и неизменным документом, на основании которого осуществляют планирование капитальных вложений и финансирование строительства. Сводная смета состоит из объектных смет, служащих документами для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.
При наличии замечаний строителей заказчик обязан сообщить о принятых решениях по ним не позже указанного срока. После согласования сметной документации с подрядчиком и ее утверждения стоимость строительства объектов и видов работ является окончательной.