Проектирование причальных сооружений основывается на данных инженерно-технических и технико-экономических изысканий. В состав инженерно-технических изысканий входят: топографическая съемка участка строительства, гидрографические данные, гидрологические и метеорологические материалы, геологические и гидрогеологические данные об инженерных свойствах грунтов.
В состав технико-экономических изысканий входит изучение производственных возможностей строительной организации и предприятий железобетонных конструкций; транспортных, энергетических и других коммуникаций; источников снабжения местными строительными материалами, полуфабрикатами и т. д.
При выборе конструкции причального сооружения исходят из: типа расчетного судна, планового положения и длины причала, отметки дна у кордона и самого кордона, категории эксплуатационных нагрузок, специальных требований к причалу. С учетом исходных данных назначаются размеры секций, пролетов и т. д., выбираются строительные материалы с максимальным использованием местных.
При проектировании причальных сооружений учитывают: принцип индустриализации, который предусматривает изготовление унифицированных элементов конструктивных деталей высокой заводской готовности; мероприятия по обеспечению их долговечности с учетом воздействия агрессивной среды и условий, т. е. применение в зоне переменного уровня наиболее прочных элементов конструкций, бетона с повышенной прочностью, морозостойкостью и водонепроницаемостью, специальных мер защиты – облицовка, покрытия, пропитка, а для металла – катодная защита соответствующих материалов для изготовления конструкций.
На основании исходных данных назначается несколько вариантов конструкций причального сооружения. Каждый вариант конструкции подвергается технико-экономической оценке на эффективность, затем производится сравнение и выбирается оптимальный вариант.
Основные резервы повышения технико-экономической эффективности конструкций в процессе проектирования – максимальное использование в проектах экономичных типовых решений и унифицированных элементов и несущей способности грунтов.