Приступая к ландшафтному проектированию любого объекта, начиная от дачного участка и заканчивая парком, всегда следует помнить, что каждый ландшафт в целом и слагающие его компоненты содержат внутри себя не только скрытые возможности, но и ограничения. Необходимо не только выявить наиболее существенные художественные свойства, но и учитывать естественные процессы развития ландшафта. В процессе исторического развития географических ландшафтов возникают только определенные, а не произвольные формы рельефа, водоемов, растительных и животных сообществ.
Возможности преобразования территории, а также приемы формирования объемно-пространственной композиции культурного ландшафта в первую очередь зависят от природных ландшафтных компонентов. В частности, климат формирует комфортность условий отдыха, определяет подбор растительности; рельеф обусловливает принятие планировочных, инженерных и архитектурно-художественных решений; растительность и почвы определяют возможности озеленения и благоустройства; гидрографическая сеть и гидрогеологические условия – способы мелиорации, пути рационального использования акваторий.
Предпроектные материалы. К предпроектным материалам относятся следующие:
Прежде чем приступить к проектированию ландшафта, необходимо также иметь:
Проектные материалы. После предпроектной стадии изучения плановых материалов и полевых изысканий составляется технический проект. Он состоит из графического материала и пояснительного текста. В нем устанавливаются технические возможности и наиболее экономичные методы будущего строительства, а также отражается планировочная основа и инженерная подготовка территории объекта.
В состав технического проекта входят следующие составляющие:
Генеральный план составляет основу технического проекта, в масштабе 1:500 (или 1:1000 для крупных объектов), с нанесением сооружений, дорожек, площадок, водоемов, открытых пространств (в том числе газонов, цветников и др.), насаждений древесно-кустарниковой растительности, а также с приложением схемы зонирования территории и очередности ее освоения.